НЕЗАМЕЧЕННЫЙ УХОД
Вчера поздно вечером мне позвонил Валера Шарыпов (самый преданный ученик своего Учителя) и сообщил печальную новость: умер Витор МУРШЕЛЬ. Умер ещё 30 октября, но Челябинск узнал только 10 ноября. Ему было 84 года и последние четыре года он жил в Кисловодске, сражаясь с неизлечимой болезнью. Грустно, когда уходят друзья и соратники. Я ещё школьником боготворил Муршеля (и его ребят из фотостудии "Луч"), потомка французов на уральской земле. Как боготворили сто лет назад казаки Челябы доктора и городского голову Бейвеля, чей отец был французским подданным. Ровно 14 лет назад я опубликовал статью о Викторе Муршеле в газете "Южноуральская панорама"...
НЕЗАМЕЧЕННЫЙ ЮБИЛЕЙ
Недавно Дворец пионеров и школьников Челябинска отмечал 70-летний юбилей. В разгар веселья только трое друзей вспомнили про человека, который тридцать с лишним лет приносил всесоюзную славу этому Дворцу. Вспомнили и позвонили. И поздравили его с собственным 70-летним юбилеем. Ровесника Дворца пионеров зовут Виктор Муршель. Свои юбилеи он всегда справлял на месяц раньше – 22 января.
Его фотостудия «Луч» с 1970 года не оставляла надежды ни одному коллективу на всесоюзных выставках детской фотографии. Именно в этот год его воспитанники впервые были замечены и отмечены золотыми медалями в Москве на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. И в этом же году картинная галерея на втором этаже впервые освободила залы для детской фотографии. Мне посчастливилось получить диплом на той выставке, как восьмиклассник фотокружка Еманжелинского Дома пионеров. И это определило мою судьбу: с того момента я мечтал поступить только на журфак МГУ потому, что только там набирали фотогруппу. Пресса СССР в год получала всего 15 фотожурналистов со специальным высшим образованием. Муршель 40 лет назад, как инициатор и организатор той легендарной выставки стал моим крестником, сам того не подозревая. А повлияли на меня потрясающе оригинальные работы моих сверстников из фотостудии «Луч». И уже 1 сентября 1976 года в нашей 111-й фотогруппе я встретил «настоящего» выпускника фотостудии «Луч» Наиля Хаирова. Без преувеличения могу сказать, что это был самый талантливый в нашей группе фотограф, который растерял свои творческие достоинства во времени. Но это уже другая песня.
Многие студийцы Виктора Муршеля в разные годы поступали во ВГИК на кинооператора. И самый известный – Петр Солдатенков – первым в СССР снял документальный фильм о Владимире Высоцком при его жизни и показал его уже после похорон. В те времена это было сродни профессиональному подвигу, как это сделал в свое время ленинградский кинооператор, который тайно снимал жизнь и похороны Анны Ахматовой.
Виктор Тобиасович Муршель, потомственный француз, предков которого пригласила в Россию Екатерина Великая. После второй мировой войны семейство Муршелей Сталин переселил из Крыма в Металлургический район Челябинский, где он и познакомился с таким же ссыльным семейством болгар Пэтровых. Миша Петров и Витя Муршель взяли в руки фотоаппараты не от хорошей жизни: фотография всегда кормила в самые тяжелые времена. Но они пошли в «Челябинский городской фотоклуб», начали работать фотокорреспондентами в многотиражках «Челябинский металлург» (ЧМЗ) и «За трудовую доблесть» (ЧТЗ). Фотографии Муршеля заметили на второй отчетной выставке фотоклуба уже в 1963 году. А самых талантливых в далеких шестидесятых приглашали работать в молодежную газету «Комсомолец». Виктор Муршель мог бы стать известным фотожурналистом, но случай резко изменил его судьбу. Однажды в 1967 году он делал фоторепортаж о Дворце пионеров и школьниках им. Н. К. Крупской. И директор дворца Александр Зельманович Иоголевич, отец будущего лучшего педагога России, предложил создать фотокружок. Талантливый педагог разглядел в Викторе Муршеле дар преподавателя фотографии. Газета «Комсомолец» лишилась лучшего фоторепортера, а дворец за тридцать два года работы фотостудии «Луч» получил больше тысячи наград на областных, всесоюзных и международных фотовыставках. Секрет прост: Муршель тысячи раз выезжал со своими воспитанниками в горы и на озера.
Почти через 20 лет после выставки в картинной галерее, в 1989 году я уже работал корреспондентом в газете «Комсомолец» и, в первую очередь, подружился с Виктором Тобиасовичем. Тем более, чтобы придти к нему в гости на чаепитие нужно было потратить пять минут ходьбы от редакции. Я много и часто в те годы писал о нем и его воспитанниках, пока в 1990-м он не покинул Челябинск. Уехал жить на Черное море, на берегу которого и родился. Не знаю, что произошло в тот год в его судьбе. Но Челябинск потерял и славу детской фотографии, и славное прошлое вместе с Советским Союзом. В 1991 году мы уже жили в другой стране. Без Муршеля и без детской фотографии. И хотя фотостудия сохранилась, и даже осталась детская непосредственность в фотографиях нового поколения, но это уже другая фотография и другая тихая песня. Фотостудии 20 лет заняты выживанием. Их мало: в Трехгорном, в Озерске, в Миассе и во Дворце пионеров Челябинска. Но они живы. Пока живы те, кто помнит искрометно талантливые работы муршелевской школы. Пока педагогам есть с чем сравнивать. Пока некоторым фотостудиям не стыдно показывать работы хуже муршелевских. Таких педагогов на моей памяти в этих городах осталось не больше десяти. А дальше?
В этом году «Челябинский фотоклуб» с традиционными своими партнерами объявил фотоконкурс «Учитель глазами учеников» в честь Года учителя в России. Впервые появилась номинация «Лучшая детская и студенческая фотостудия». Возможно, спонсоры, кроме поездки победителей в «Эрмитаж», организуют приз лучшим педагогам фотографии «За преданность фотографии»? Возможно, первым этот приз получит Виктор Тобиасович Муршель уже в конце этого года?
Во всяком случае, не помня о юбилее Муршеля, «Челябинский фотоклуб» на своей юбилейной фотовыставке в Музее искусств в январе все-таки показал одну его работу начала шестидесятых. А уже через 40 лет на детской фотовыставке «Рождение светописи» в феврале в картинной галерее Музея искусств Челябинска в предисловии было упомянуто имя легендарного руководителя фотостудии «Луч». А воспитанники студии уже на этой выставке получили три диплома победителя. И ученица Муршеля – Наталья Сурина – получила на открытии почетную грамоту министра образования и науки региона за двадцатилетнюю работу в качестве руководителя фотостудии, которая сохранила дух муршелевской школы в почти невыносимых условиях выживания.
Павел БОЛЬШАКОВ, друг
P.S. В моем личном архиве сохранились некоторые работы из прошлого века муршелевских воспитанников и портрет Виктора Тобиасовича без автографа автора фотографии.